Мощный дисбаланс. Почему рынок стали оказался в глубоком кризисе

Несмотря на то, что летом традиционно наблюдается высокий спрос на сталь, итоги прошедшего сезона оказались провальными и ещё больше усилили и без того кризисное состояние отрасли. Спрос и цены на металл находятся на минимальных уровнях, и потому металлурги активно просят о господдержке. Как рынок будет справляться с глобальным перепроизводством, низкими ценами и негативом от замедления строительства, изучал «Ъ-Review».

Лето со знаком минус

Прогнозы о кризисе на рынке стали в 2025 году оказались более оптимистичными, чем реальное положение дел. Проблемы, о которых эксперты предупреждали ещё в начале года, — высокая ключевая ставка, перепроизводство стали на фоне падения спроса и цены на металл на минимальных за многие годы уровнях — в третьем квартале 2025 года ещё больше усугубились. «Цены на базовую сталь, то есть горячекатаный прокат и арматуру, снижаются с середины июня. За это время они потеряли 6–10%, то есть 3–12% относительно среднего за второй квартал», — говорится в недавнем отчёте «Т-Инвестиций» о состоянии отрасли.

Расчёты на сезонный фактор в этом году не оправдались. «Лето — традиционно активное время в строительном секторе, пик спроса на сталь исторически приходился как раз на июль—август. В этот период он мог превышать среднегодовое значение на 8–10%», — говорится в обзоре «Т-Инвестиций».

Согласно оценкам MMI, внутренний спрос на сталь с поправкой на календарный фактор в июле рухнул на 19% год к году. Относительно предыдущего месяца он оказался ниже на 8,6%, хотя исторически июль был лучше июня. Это значит, что эффект от высокой ключевой ставки фактически перевесил влияние сезонности.

По мнению аналитиков, в последующие месяцы металлопотребление также будет сокращаться — помимо ставки вступит в игру уже сезонное снижение активности в строительном секторе. Аналитики «Ренессанс Капитала» прогнозируют падение производства стали в РФ в 2025 году до отметки ниже 70 млн тонн из-за напряженной макроэкономической ситуации и фундаментальных показателей рынка. Потребление стали внутри страны, по прогнозам экспертов, опустится более чем на 10%, до 39–40 млн тонн. Восстановление отрасли может начаться не раньше 2026 года при дальнейшем снижении ключевой ставки, считают эксперты. Одним из важных факторов восстановления будет состояние строительного рынка в Китае.

Причины падения

Текущий кризис на рынке стали имеет несколько фундаментальных причин. Нестабильная геополитическая и макроэкономическая ситуация привела к остановке или замедлению ряда крупных инфраструктурных металлоёмких проектов. Отдельные страны также продолжают повышать торговые барьеры, что ведёт к фактической изоляции ряда рынков и серьёзному дисбалансу в уровнях цен. США в июне 2025 года ввели пошлины на импорт стали на уровне 50%. При этом следует отметить, что загрузка сталеплавильных мощностей в США в последние недели составляет около 77%. Китай производит более 50% мировых объёмов стали и продолжает экспортировать более 100 млн тонн в год в последние годы. «Китай является крупнейшим потребителем и производителем стали в мире, а замедление строительного сектора в Поднебесной дополнительно стимулирует производителей из этого региона экспортировать свою продукцию», — описывает ситуацию в отрасли директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Роман Андреев. Экспорт китайской стали ожидается на уровне 115–120 млн тонн в 2025 году. Это в три раза больше, чем производит Германия. Все это давит на рынок.

Что касается России, то на внутреннее потребление до 2022 года приходилось около 60% производимой стальной продукции (40% экспортировалось). С учётом санкционного давления и проблем с транспортной и финансовой логистикой российские компании сократили экспорт. Но ситуация на внутреннем рынке тоже очень сложная — высокие ставки привели к снижению потребления.

Для России вопрос перепроизводства на рынке черных металлов более сложный, признает начальник аналитического отдела журнала «Металлоснабжение и сбыт» Виктор Тарнавский, так как избыток мощностей сейчас увеличился из-за падения спроса. «На 2025 год его можно оценить в 8–10 млн тонн в год. Но при этом 5–7 млн тонн “лишних” мощностей — это результат исключительно падения внутреннего потребления, — уточняет эксперт. — И перспектив для восстановления спроса на металл не будет, пока ставка не снизится до комфортного для бизнеса уровня — 1–2% выше уровня инфляции». Ранее участники отрасли называли комфортной для возобновления инвестиций ставку в 10–12%.

Снижение объёмов экспорта и замедление экономической активности из-за высоких процентных ставок на внутреннем рынке привели к избытку предложения стали в России.

«Российские комбинаты имеют значительный запас прочности за счёт низкого уровня себестоимости и, скорее всего, смогут сохранить объёмы производства, избежав остановки домен. В дальнейшем при снижении ключевой ставки спрос на сталь должен начать восстанавливаться», — оптимистичен начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. Полная изоляция всех основных рынков стали и дальнейший существенный рост китайского экспорта стали пока что выглядят сценариями с невысоким уровнем вероятности, уверен он.

Цены на дне

Цены на сталь находятся на многолетних минимумах, если смотреть российский экспортный горячекатаный прокат ($460 за тонну на базисе FOB, Черное море) или китайский горячекатаный прокат ($414 за тонну на базисе FOB). «При этом цена аналогичного проката в США составляет около $1 тыс. за “короткую” тонну. В Европе цена базового горячекатаного проката в моменте — $700–740 за тонну. Цены на стальной прокат в США и Европе значительно выше исторических средних. Это объясняется высоким уровнем торговых барьеров», — отмечает Борис Красноженов.

Правда, более сильное падение мировых цен вряд ли произойдёт, так как неинтегрированные производители уже несут значительные убытки за пределами США и ЕС, указывает эксперт. «Крупнейшие российские производители стали (“Евраз”, НЛМК, ММК и “Северсталь”) традиционно были лидерами по уровню себестоимости среди мировых производителей стали, прежде всего за счёт эффективной вертикальной интеграции в сырьевом сегменте и энергетике. Российские компании входят в первый квартиль на мировой кривой себестоимости, а НЛМК и “Северсталь” сохраняют позиции в топ-10 наиболее эффективных производителей стали в мире, по оценкам международных агентств.

В ситуации отсутствия существенных предпосылок для роста цен на сталь в ближайшей перспективе как на международном, так и на внутреннем рынке России в наиболее благоприятном положении оказываются отечественные компании с низким уровнем себестоимости», — считает Роман Андреев.

«На фоне роста уровня тарифной и пошлинной защиты стальных рынков мы ожидаем снижения экспорта стали из Китая во втором полугодии 2025 года. Металлопродукция будет направляться с защищённых на незащищённые рынки развивающихся стран, обостряя конкуренцию. Это приведёт к дальнейшему снижению цен на сталь на доступных для экспортёров рынках. В этой ситуации российские металлурги с низким уровнем себестоимости относительно среднемирового уровня обладают преимуществами. Воспользоваться ими позволят прогнозируемые ослабление курса рубля и снижение ключевой ставки Банка России», — согласен директор Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Александр Семин.

Лишние мощности

Основной вклад в усугубление кризисной ситуации вносят избыточные производственные мощности в Китае, где изначально наращивание шло ради поддержки строительного бума и экспорта. Так, экспансия китайских металлургов привела к тому, что уже к 2023 году Китай обеспечивал производство около 55–60% мирового листового проката и арматуры. Даже при снижении внутреннего спроса мощные заводские цепочки остаются активными, поскольку высокие издержки отключения делают остановку нецелесообразной.

Ещё одной причиной можно назвать оздоровление мировой экономики после пандемии COVID-19, так как многие производства наращивали мощности с опережением спроса.

По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (OECD; объединяет 38 наиболее развитых стран мира), в 2025 году глобальный избыток мощностей превышает 560 млн тонн, а с учётом заявленных к запуску мощностей может вырасти до 721 млн тонн к 2027 году. Это около 30% от текущего глобального спроса на сталь. Помимо Китая значительное давление на рынок оказывают Иран, Индия и Турция, также активно экспортирующие дешёвую продукцию.

А с учётом того, что Китай производит более половины мировой стали (около 1 млрд тонн в год), ситуация в секторе черной металлургии во многом зависит от того, что происходит с китайским экспортом, указывает Борис Красноженов. «В последние месяцы в годовом исчислении Китай экспортировал более 10% производимой стали (около 110 млн тонн в год). Ещё 15% объёмов экспортировалось в форме металлоёмкой продукции (строительные конструкции, тяжёлая техника, корабли, контейнеры, оборудование и так далее). Следует отметить, что Китай составляет более 40% мировой промышленной базы», — приводит данные эксперт. На этом фоне потребление стали в Китае снижается из-за изменения структуры экономики и длительного спада в строительном секторе, продолжает Александр Семин. «Так, в мае оно снизилось на 12% год к году, до 75,57 млн тонн. Среднесуточное потребление стали в мае снизилось на 4,3% месяц к месяцу, до 2,4 млн тонн. За январь—май потребление стали сократилось на 4% год к году, до 374,8 млн тонн — на 17% меньше, чем за тот же период 2021 года, когда строительный сектор в Китае достиг пика. В июне внутренний спрос на сталь, особенно в строительстве, продолжил снижаться из-за сезонного спада. Восстановления спроса в КНР в 2025 году не ожидается», — отмечает господин Семин.

Эскалация геополитической напряжённости и рост торговых барьеров привели к нарушению традиционных логистических маршрутов и снижению спроса на китайскую металлоёмкую продукцию на ряде ключевых рынков — речь идёт в первую очередь о странах Ближнего Востока, США и ряде стран Африки. «Сможет ли Китай компенсировать снижение спроса на экспортных рынках внутренним потреблением, остаётся открытым вопросом. В любом случае наблюдаются растущие риски замедления и сокращения мировой торговли, включая стальную и металлоёмкую продукцию. Данная ситуация неизбежно влечёт за собой снижение цен на сталь и сокращение избыточных мощностей на рынках стран нетто-экспортёров стали», — предупреждает господин Красноженов.

В ожидании восстановления

Впрочем, некоторые отрасли продолжают демонстрировать устойчивый спрос на сталь, говорит Владимир Чернов.

«Это прежде всего зелёная энергетика, а именно ветрогенерация, солнечные установки, электромобили и инфраструктура под них и так далее. Также перспективен сектор труб большого диаметра, обслуживающий логистические и водопроводные проекты.

Строительство и инфраструктура в Индии, Вьетнаме и Бразилии поддерживают локальный спрос. В развитых экономиках спрос остаётся слабым, но не падает, что создаёт надежду на стабилизацию глобального баланса», — рассуждает эксперт.

В World Steel Association ожидают постепенного восстановления спроса с конца 2025-го — начала 2026 года. Этому будут способствовать завершение фазы дешёвого демпинга из Китая, инфраструктурные программы в Индии, Индонезии и на Ближнем Востоке, а также начало проектов в области водородной металлургии и зелёной стали. Ценовой диапазон восстановления ожидается в $600–650 за тонну, что обеспечит умеренную рентабельность основным игрокам и оживит инвестиции в отрасль, рассчитывают в Freedom Finance Global.

Впрочем, больше всего оптимизма вселяет завершение сезона дождей в Азии в октябре, отмечает Виктор Тарнавский. «Больше пока на что-либо надеяться сложно. Вряд ли в мировой экономике и политике в ближайшее время что-то наладится», — заключает он.

Источник: Ъ-Review