Российские автоперевозки ждёт дефицит магистральных тягачей и полуприцепов
Сегмент автоперевозок, куда смещается спрос на транспортные услуги на фоне нарушения логистических цепочек, может столкнуться с дефицитом магистральных тягачей и полуприцепов, а также с устареванием парка, сообщает Коммерсантъ. Поставки машин в последний год и так были ограниченными из-за нехватки компонентов, теперь же отгрузка европейской техники оказалась заморожена из-за военных действий на Украине. В России магистральную технику выпускает только КамАЗ, но в отрасли сомневаются, что он сможет удовлетворить весь спрос. Кроме того, зависимость от импортных комплектующих высока как по тягачам, так и по полуприцепам.
Российские автоперевозчики могут столкнуться со сложностями в обновлении парка полуприцепов и магистральных тягачей, следует из опроса, проведённого “Ъ” среди перевозчиков и участников рынка. Дефицит ощущается из-за невозможности европейских производителей поставить новые тягачи и полуприцепы в Россию, говорит директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов.
Отечественные производители используют иностранные комплектующие, некоторые из которых также поставляются с перебоями, добавляет господин Миронов, а неопределённость с поставками запчастей, увеличением стоимости нормо-часа работы, а также полной стоимости владения после изменения курса валют могут привести к нехватке новых полуприцепов и росту срока использования грузовых автомобилей.
Отсутствие поставок европейских полуприцепов, несомненно, приведёт к дефициту на рынке, соглашается заместитель гендиректора международной транспортно-логистической компании ТРАСКО Михаил Пальков.
«Пока непонятно, какую стратегию выберут для себя производители из других стран, в частности из Турции, — говорит он. — При этом мы убеждены, что отечественные производители смогут предложить потребителям всю линейку необходимой продукции. Но нужно понимать, что объёмы их выпуска будут зависеть от устойчивости поставок комплектующих, в том числе иностранных». В РФ наиболее распространены тентованные полуприцепы, спрос на них высокий, уточняет господин Пальков.
Представитель ассоциации «Спецавтопром» также ожидает дефицита полуприцепов, связывая это с перебоями в поставках комплектующих: «Сейчас спрос на технику есть, а производство значительно снизилось».
Так, компоненты и сырье, с одной стороны, сильно выросли в цене — например, значительно подорожала российская сталь, с другой — прекратился или снизился в разы ввоз в РФ многих комплектующих, в том числе осевых агрегатов и комплектующих к ним (SAF и БПВ), гидравлики. Отдельные виды осевых агрегатов, например, подруливающие для тралов, в РФ не производятся, добавляет собеседник “Ъ”.
«Нас нынешняя ситуация застала на пике спроса и с огромным дефицитом техники на рынке», — говорит гендиректор «Тонара» Денис Кривцов. Он уточнил, что у завода ещё есть запас комплектующих и активно идёт замещение поставщиков: «Мы неплохо локализованы по основным компонентам, в том числе полностью обеспечиваем себя по осям. Но все равно приходится работать сейчас день и ночь для перенастройки цепочек поставок, в этом плане апрель и май, когда склады будут исчерпаны, станут самыми тяжёлыми».
«Тонар» в последние годы лидировал среди российских производителей полуприцепов, а в целом на рынке уступал по объёмам только Schmitz, отмечает Денис Кривцов. В модельном ряду «Тонара» для магистральных автоперевозок представлены рефрижераторы, шторники и контейнеровозы, а также самосвальные полуприцепы и техника для сельского хозяйства.
«Если смотреть на рынок, то около половины полуприцепов были российскими, и падение рынка будет сейчас происходить за счёт иностранных полуприцепов. Но также влияние окажут и проблемы у перевозчиков, в том числе из-за удорожания техники и лизинга, а также нехватки тягачей», — поясняет он.
В 2020 году, по данным «Росспецмаша», продажи отечественных полуприцепов в РФ выросли на 7%, до 22,8 тыс. штук. Доля импорта сократилась на 10 процентных пунктов, до 22% от общего объёма рынка. За 2021 год ассоциация давала лишь оценки в деньгах: продажи российских заводов росли на 40%, до 42,7 млрд руб. В штуках наибольший всплеск спроса наблюдался как раз на технику для магистральных перевозок — отгрузки изотермических полуприцепов увеличились в три раза.
Участники рынка полуприцепов также опасаются нехватки тягачей. Так, Денис Кривцов говорит, что производство полуприцепов «Тонара» работает на полную мощность и загружено почти до конца года, но если «прекращение поставок европейских тягачей затянется, то клиенты начнут отказываться и от заказа по полуприцепам». По словам господина Кривцова, среди российских производителей тягачей есть только новая линейка КамАЗа (модели К4 и К5, которые делались с кабиной Daimler), тогда как в модели К3 перевозчики не видят полноценной замены. В линейке белорусского МАЗа также есть тягачи 4х2, в том числе с двигателями китайской Weichai.
Представитель «Спецавтопрома» подчёркивает, что проблемы с поставками седельных тягачей как отечественного, так и импортного производства были и до 24 февраля из-за нехватки комплектующих.
Источник “Ъ” в иностранном грузовом концерне говорит, что в 2021 году спрос примерно на 30–40% превышал предложение.
В ОМГ, куда входит автозавод «Урал», пояснили “Ъ”, что для автоперевозок речь идёт о магистральных тягачах с колёсной формулой 4х2 по типу КамАЗ-54901 М1855. «Урал» не выпускает автомобили такого класса, производятся только тягачи 6х4. «Их доля на рынке значительно меньше, чем магистральных тягачей. Потребность в такой технике в настоящий момент у нас растёт», — отметили там. В КамАЗе “Ъ” сказали, что спрос на магистральные тягачи в РФ рос последние два года и с конца февраля ситуация сильно не изменилась. В компании отмечают, что выпускают магистральные тягачи на базе нового модельного ряда, тогда как на базе К3 они «не пользуются популярностью».
При этом собеседники “Ъ” на рынке утверждают, что КамАЗ и так часто задерживал сроки поставок: «А сейчас его производство будет загружено госзаказом, ограничено нехваткой иностранных компонентов — непонятно, в каком объёме будут в итоге выпускаться именно тягачи». В КамАЗе на вопрос о возможности нарастить выпуск магистральных тягачей говорят, что «с учётом неопределённости на рынке грузовиков, и особенно в этом сегменте, говорить об объёмах преждевременно».
Источник: Коммерсантъ