Рождённый ползать летать не должен?! Российский и мировой рынок стали: 30 ноября — 7 декабря 2025 года

С чего обычно начинается зима? С замерзания. В первую неделю декабря на российском рынке стальной продукции произошло дальнейшее падение деловой активности. Казалось бы, спрос совсем упал на дно. Ан нет, оказывается, можно провалиться ещё ниже.

В таких условиях большинство поставщиков даже цены не снижают. Какой смысл, если это практически не помогает увеличивать продажи? Ведь никто ничего не берет в запас, лишь на текущие потребности.

Только производители сварных труб продолжают активно толкаться локтями, выясняя, кто на рынке лишний. По некоторым данным, в ЦФО уже были примеры продаж менее чем по 50 тыс. руб. за т. Как говорится, не верной дорогой идёте, товарищи!

Некоторые участники рынка сравнивают текущую ситуацию с 2009 г., отмечая, что тогда было лучше. Имелось понимание, что это кризис, который имеет начало и конец. А сейчас все длится, и длится, и длится...

Главное управление ЦБ РФ по ЦФО г. Москва в начале прошедшей недели провело встречу на тему: «Актуальные вопросы денежно-кредитной политики Банка России». Получилось весьма поучительно. Прежде всего, как повторяется в последнее время на всех уровнях власти, рецессии у нас нет! Слышите, нет! Значит, все нормально, все идёт по плану, все под контролем.

ВВП страны растёт, пусть и слабо. Но Министерство экономразвития насчитало по итогам октября сразу 1,6%, что стало наилучшим показателем с января. А за январь-октябрь в целом — 1,0%. Рецессии нет! Посадка есть, но мягкая, прямо-таки деликатненькая.

Правда, и в ЦБ, и в правительстве признают, что если одни сектора показывают рост (оборонка, микроэлектроника, весь сектор ИТ в целом, розничная торговля, банковский сектор, сфера услуг), то другие, наоборот, пострадали. В частности, строительство, металлургия, все гражданское машиностроение... Список можно продолжить.

В выступлении на форуме ВТБ «Россия зовёт» уже и президент отметил, что в ряде отраслей выпуск продукции в текущем году сократился, и это нехорошая тенденция. Несбалансированный рост получается. И самое главное, в Центробанке это услышали! Даже сама глава ЦБ заявила о будущем смягчении.

На той самой встрече по актуальным вопросам денежно-кредитной политики прозвучало, что инфляция снижается быстрее, чем прогнозировалось. Если эта тенденция продолжится, то к концу 2026 г. она должна опуститься до 4%, а ключевая ставка — до 7,5-8%.

На форуме «Россия зовёт» прозвучало и решение проблемы, которая может возникнуть в случае массового оттока средств с депозитных счетов. Их предлагается направить на фондовый рынок, что, кстати, даст компаниям-эмитентам весьма существенный небанковский источник финансовых ресурсов.

Правда, тут есть очень весомое «Если». Тут недавно Центробанк жаловался, что его в конце 2023 г. неправильно поняли, из-за чего ставку потом поднимать пришлось. И сейчас там заранее хотят расставить все точки и чёрточки над нужными буквами.

Ситуация же видится следующим образом. Действительно, по данным Росстата, индекс потребительских цен за последнюю неделю ноября показал рост всего на 0,04%, что стало минимальным показателем за два с половиной месяца. Уровень инфляции год к году снизился до 6,61%, а накопительный итог с начала текущего года составляет только 5,27%. Если в оставшееся время до Нового года не произойдёт срыва, то инфляция за год может оказаться даже ниже 6%.

Однако в Центробанке опасаются сбавлять ставку слишком решительно, потому что есть такой показатель как «инфляционные ожидания». Он чисто эмпирический, так как выводится путём опросов. Тем не менее, сейчас на него обращают самое пристальное внимание, потому как эти ожидания весьма высокие — больше 13%.

В принципе, ничего удивительного в этом нет. С Нового года все хотят поднимать цены из-за увеличения издержек, в частности, на налоги, тарифы и прочие условно обязательные платежи. В этом плане 13% - это ещё умеренно, и можно надеяться, что в январе, после этого подъёма, уровень ожиданий понизится.

Но проблема не только в этом. Не прекращается рост корпоративного кредитования. Зарплаты, по данным Росстата, повышаются быстрее, чем производительность труда. И самое главное, что, согласно официальной статистике, продолжает снижаться безработица. Здесь, честно говоря, возникают вопросы к тому, как собирается эта статистика, потому что есть основания считать, что данные Росстата, базирующиеся на количестве обращений в центры занятости, несколько приуменьшены.

Других показателей, в то же время, нет. Поэтому у Центробанка есть основания считать, что рынок труда по-прежнему перегрет, и вообще надо продолжать деятельность по ограничению спроса. Ведь, как многократно отмечается, рецессии у нас нет, в экономике все нормально, поэтому главное — не снижать ставку слишком быстро. Иначе снова начнётся перегрев, и инфляция, которую только-только удалось придавить, опять подскочит.

После этого на встрече возник резонный вопрос: а что тогда не будет считаться перегревом? Ответ на него заключается в том, что Центробанк считает равновесными темпы роста ВВП на уровне 1,5-2,5%. В среднем по экономике, да. Это означает возвращение к политике 2017-2019 гг., когда не было никакого импортозамещения, а государственные капиталовложения в реальный сектор имели ограниченный характер.

Собственно бюджет на 2026 г. на этом и построен. Государство будет и дальше поддерживать приоритетные для него направления и проекты, а вне этой сферы стимулирующие меры будут иметь очень точечный характер. Проблема в том, что эта умеренность, приземлённость и «какбычегоневышлизм» совершенно не сочетаются и даже противоречат таким официально выдвинутым целям как выход на темпы роста выше среднемировых, достижение технологического суверенитета и технологического лидерства, переход к экономике высоких зарплат и т. д.

Наверное, все-таки надо решать, что для государства главнее. Сидеть тихо на одном месте и сдерживать экономический рост, потому как не по Сеньке шапка и рождённый ползать летать не должен, или развивать ускоренными темпами промышленность и серьёзно вкладываться в инфраструктуру.

Как показал опыт двух последних лет, нынешний уровень господдержки позволяет поддерживать минимальный рост ВВП, но для создания современной промышленной базы нужна массовость! При всем уважении к Фонду развития промышленности, он в лучше случае может помочь с реализацией лишь единиц процентов нужных проектов. Никто не спорит, что для повышения темпов экономического роста нужно наращивать производительность труда. Но для этого тоже нужны инвестиции, а тут без кредитов по нормальным ставкам не обойтись.

Состоявшаяся в ноябре выставка «Металл-Экспо» в Санкт-Петербурге продемонстрировала, что российские компании к настоящему времени успешно закрыли многие ниши, образовавшиеся после ухода из страны западного бизнеса в 2022 г. Но им нужен приток новых заказов, нужны ресурсы для дальнейшего развития, а сейчас этих ресурсов не хватает.

Центральный банк с упорством Дон Кихота борется с избыточным спросом, но на самом деле спрос катастрофически недостаточный. Если после Нового года он хотя бы частично не восстановится — например, за счёт бюджетных расходов, последствия могут быть весьма неприятные. А ведь ситуация уже такая, что гражданскую промышленность надо именно запускать, пока там все не промёрзло насквозь и до самого дна.

Как это делается, недавно продемонстрировала Турция — одна из немногих стран, где на рынке стали наблюдается подъем. Основным его источником стало строительство, нарастившие темпы роста в третьем квартале до 13,9%. Государственное агентство TOKI, занимающееся развитием жилищного сектора, в ноябре запустило программу строительства 500 тыс. единиц дешёвого социального жилья со сдачей в 2027-2028 гг.

Первый взнос составляет 10%, заёмщики получают недорогие ипотечные кредиты на 20 лет с платежами от $160 в месяц. Даются льготы многодетным семьям, молодёжи, ветеранам и ряду других категорий. Реализуется программа через ряд банков, в основном, государственных. Строят крупные девелоперские компании, получающие заказы через систему тендеров.

При этом, Турции не мешает инфляция, официально составляющая 33% при ключевой ставке 39,5%. Правительство, запуская эту программу, которая будет увеличивать спрос на арматуру, стройматериалы и другие ресурсы, почему-то совсем не боится её снова ускорить. Кстати, местная лира в целом укрепляется, так как за последние 12 месяцев она понизилась только на 22,6% по отношению к доллару. Между тем, рост ВВП Турции по итогам первых трех кварталов текущего года составил 3,7%.

Понято желание Центробанка РФ «не навредить» и стремление использовать только «патентованные» методы, даже если они не работают. Но вред многим секторам реального сектора российской экономике уже нанесён. Дальше надо решать, позволить ли им окончательно упасть или развязать крылья и отправить в полёт.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»