Учиться настоящим образом. Российский и мировой рынок стали: 22-29 сентября 2024 года
Конференции МСС — это всегда интересно. Там встречаются люди, занимающиеся живым бизнесом и вынужденные постоянно решать различные проблемы. А потом делящиеся своим успешным опытом. Иногда в процессе дискуссии выплывают различные вещи, о которых ранее не задумывался.
Например, на конференции “Проволока - крепёж”, что состоялась 26-27 сентября в Череповце, зашла речь об экспорте метизной продукции. Причём она относится к вполне высокотехнологичной. Стальные канаты, крепёжные изделия для машиностроения, различные пружины и многое другое требуют применения специальных марок стали, достаточно сложных технологических процессов и передового оборудования.
Как по совпадению, на прошлой неделе состоялось заседание Президиума Госсовета по вопросу развития экспорта, на котором выступил президент. Он в очередной раз заявил о необходимости раскрытия экспортного потенциала российской экономики, рассказал о государственных программах и национальных проектах по поддержке неэнергетического несырьевого экспорта, пообещал развитие транспортной инфраструктуры и решение проблем с международными платежами.
Дело это, конечно, не быстрое. Строительство железных дорог и портов требует времени, а создание не зависимой от западных стран финансовой системы - ещё и высокой квалификации и гражданского мужества от её участников. Немалые надежды в связи с этим возлагаются на саммит БРИКС, что состоится в Казани в конце октября. Будем надеяться, что он не пройдёт вхолостую.
Так вот, как рассказали на конференции, экспорт высокотехнологической продукции на премиальные рынки наподобие Европы (в прежние времена) или Китая - это весьма сложная и очень морочливая операция.
Надо пройти омологацию, для чего требуется заплатить немалые деньги и запустить на своё предприятие иностранных инспекторов. Которым придётся все рассказать о своём технологическом процессе и все показать, забыв о таком понятии как коммерческая тайна. Затем они заберут образцы продукции, чтобы их проверить и испытать на своей базе. А потом, если иностранные органы дадут разрешение на допуск вашей продукции на свой рынок, его надо постоянно продлевать и за это платить.
На одном предприятии когда-то делали проволоку, применяемую в изготовлении каркаса автомобильных сидений, для некой известной западной автомобильной компании. Ее представители приезжали на завод дважды в год как по графику. Все проверяли, во все совали свой нос. Одна рекламация могла рассматриваться как причина для разрыва контракта. Но платили хорошо, да. До самого 2022 г.
И это, надо сказать, правильный подход. Все уважающие себя страны допускают на свой рынок только качественную импортную продукцию. Так, кстати, когда-то поступал и Советский Союз. Ведь не на пустом месте возникло у нас преклонение перед всем западным. А вот в современной России, увы, не изжит подход 90-х гг., когда казалось, что нам ничего своего не нужно, все за границей купим.
На фоне всех этих сложных телодвижений, которыми регулируется российский несырьевой экспорт продукции с мало-мальской добавленной стоимостью, отечественный рынок представляется полным проходным двором. Вези, что хочешь! Да, для многих товаров есть требование получения сертификата. Но для этого есть целая индустрия фейковых якобы “лабораторий”, где за денежку малую нарисуют какую-угодно бумажку, даже не видя самого товара.
А в итоге получается, что порядка 30% российского импорта представляет собой дешёвый контрафакт. Многие отечественные компании жалуются на конкуренцию со стороны производителей из известной страны, которые продают в Россию готовую продукцию порой дешевле, чем отечественные компании получают исходное сырье. Собственно, вот она - причина. Одна из, по меньшей мере. Если логистические и пограничные издержки при экспорте в Россию невелики, а импорт по сути не контролируется, что мешает бить местных конкурентов дешёвым хламом? Никто не мешает.
Решить эту проблему сложно. Прежде всего, надо создавать с нуля систему, которой никогда не существовало в России после кончины Советского Союза. Для этого нужны кадры, необходимы немалые средства, которые дадут отдачу нескоро и в масштабах всей экономики.
Наконец, для России по-прежнему очень актуальна проблема поступления импорта как такового. Как выяснилось, нам и за деньги продадут далеко не все. А нужно много всякого разного, чего у нас сейчас не производится и в обозримом будущем производиться не будет. Поэтому рубить сплеча в таких случаях противопоказано. Надо разбираться с каждой товарной позицией. А это сложно, долго и некому.
Тем не менее, России определённо следует учиться у западных стран, как защищать национальных производителей. В США, например, существует мощная система антидемпинга. Каждую неделю приходит несколько сообщений на одну и ту же тему: инициировано или начато повторное расследование по той или иной категории товаров.
Размеры пошлин варьируются от сотен процентов для сдерживания конкурентоспособного импорта, например, из Китая, от 1-2% для южнокорейских компаний. Обычно ставка двузначная. Но основной смысл здесь заключается в том, что иностранные поставщики всегда находятся под приглядом. Объёмы продаж постоянно мониторятся, с них спрашивают за каждый чих, а не ответишь на какой-либо вопрос - получи заградительную пошлину по полной программе.
Трагедия в том, что Россия пытается жить по закону, как правильный член ВТО. Тогда как западные страны откровенно плюют на все правила, в том числе, собственные, и никто им не указ. Так, европейская металлургическая ассоциация Eurofer в конце сентября выступила с предложением не возиться с квотами на стальную продукцию, а врубить для всех защитные пошлины в 25%, как сделали американцы в 2018 г. А уже потом, с большим разбором и в индивидуальном порядке, предоставлять кому-то исключения из-под санкций.
Основания? Да самые простые! Европейская металлургическая промышленность просто не тянет. Из-за высоких затрат, в частности, на “зелёную” электроэнергию, она неконкурентоспособна. Кто сказал - не вписалась в рынок?! Правильный рынок - он регулируемый, а в роли “невидимой руки” выступает государство, против которого не попрёшь.
Может быть, в рамках БРИКС удастся основать более справедливую систему международной торговли. Но своих производителей надо-таки хранить и лелеять. Ибо тот, кто не помогает своей промышленности, помогает чужой.
Несколько слов по очень болезненному для России кадровому вопросу. Одна компания нашла на него интересный ответ. Предприятие, получившее мощный приток заказов в 2022 г., начало с того, что стало вкладывать все имеющиеся средства в автоматизацию. И за счёт этого высвободило приличную долю своего персонала, переучило его на новые специальности, а сейчас, в 2024 г., приступает к расширению производственных мощностей.
Про Россию давно говорят, что в ней слишком мало промышленных роботов? А вот сейчас, можно сказать, жареный петух клюнул. Появились реальные стимулы для автоматизации и роботизации. “Вкалывают роботы, а не человек” - можно сказать, наш сегодняшний девиз и задание к выполнению.
На рынках стали пока ничего особо значимого не происходит. В России цены падают, спроса нет, складские запасы все ещё нуждаются в разгрузке. В октябре резко упали заводские котировки на арматуру и фасонный прокат. Горячекатаный лист пока держится. Меткомбинаты понимают, что стоит разок опустить цены, потом не остановишь. Излишки стараются продавать на экспорт. Сильно по дешёвке, но рынок сейчас такой, что много там не заработаешь.
В Китае начинается праздничная неделя имени 75-й годовщины основания КНР. Перед этим событием цены на местном рынке стальной продукции пошли вверх. Даже железная руда превысила $100 за т CFR. Основная причина роста заключается в том, что на заседании Политбюро сказали, что национальная экономика развивается недостаточно стремительно. Значит, надо принять меры по её ускорению. Конкретики пока нет, но все в предвкушении.
Наверное, надо учиться и искусству подачи хороших новостей, а то у нас что-то преобладают пессимисты, которым и хлеба не надо - дай только поругать родимые осины. А ведь слово — это тоже дело. Конечно, времена у нас ныне не простые, но свет в туннеле определённо есть. Вон там, далеко. Но светит же! Как говорили на той же конференции “Проволока - крепёж” по поводу регулирования импорта, дорогу осилит идущий.
Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»