В бурном потоке нужна надёжная опора. Российский и мировой рынок стали: 11-18 января 2026 года
«Ломать — не строить!» - под таки девизом, можно сказать, прошла первая половина января текущего года. Действия США в Венесуэле, охота на танкеры, попытка поджечь Иран, претензии на Гренландию, угрозы в адрес Кубы, Колумбии, Мексики не имеют практически никакой экономической составляющей. Они — не для делания денег, а лишь для разрушения.
Чтобы восстановить нефтяную отрасль Венесуэлы, нужны многие годы и десятки миллиардов долларов. В Гренландии есть редкозёмы и много ещё чего, но добыть их, чтобы отправить потребителям в тех же Штатах, — та ещё задачка. Иран живёт уже почти полвека под санкциями и поэтому, прямо скажем, не процветает. И даже если полностью обнулить его экспорт нефти, рынок от этого быстро оправится, так как спад будет достаточно быстро компенсирован поставками из других источников. Те, кто раздувают сейчас пламя, делают это не ради прибылей (разве что, на очень далеком горизонте).
Когда возле тебя агрессивно скачет бешеный волк, летальное оружие против него слишком мощное, а бежать особенно некуда (Земля-то круглая и, увы, маленькая), могут быть две стратегии. Первая — попытаться чувствительно засадить этому волку по наглой рыжей морде с риском оказаться потом приоритетной мишенью. И вторая — переждать, терпя царапины и держа наготове шприц с вакциной, чтобы дождаться того момента, когда зверь сам издохнет от своего бешенства.
Конечно, Америку ещё с советских времён хоронили, и где то похоронное бюро? Само обанкротилось и закрылось. Однако проблемы в западных экономиках реально накапливаются. В США по итогам первых трех кварталов 2025/2026 финансового года (октябрь/сентябрь) дефицит бюджета составил $602 млрд. или 33%. Кстати, год назад было ещё хуже, но таможенные пошлины (ура, ура, Великолепному!) в октябре-декабре 2025 г. принесли почти на $70 млрд. больше, чем в тот же период 2024 г.
Все это, правда, выливается в дополнительные расходы для американских граждан и бизнеса. Потому ФРС США несмотря на сильнейшее давление из Белого Дома (вашингтонского) снижает ключевую ставку медленно и неохотно. Центральные банки — они такие, где сядешь, там и слезешь. Пока что США тратят на обслуживание государственного долга всего лишь 14,8% бюджета, но в целом правильной дорогой идут, не-товарищи.
Германское правительство за последние пару недель вообще разродилось запоздалыми горестными признаниями. Мол, и атомные станции зря позакрывали, и с российскими энергоносителями нехорошо вышло, и тарифы на электроэнергию зашкаливают, и бизнес из страны уходит. Но некоторые экономические процессы необратимы. Не исключено, что пройдёт не так много времени, и европейцы, плача и жуя колючий кактус, будут рвать экономические отношения ещё и с Китаем.
В мире сосредоточенными и целенаправленными усилиями Сами-Знаете-Кого нарастает хаотизация. Это тоже стратегия. Если у тебя проблемы, сделай так, чтобы на фоне вот таких огромных проблемищ у других они не выглядели бы проблемами совсем. Причём хаосу можно противопоставить только упорядоченные структуры. Иными словами, порядок. В бурном потоке надо иметь надёжную точку опоры. Иначе снесёт.
Китай, против которого, в основном, направлены венесуэльские и иранские эскапады, продолжает делать ставку на рост внутреннего потребления, чтобы компенсировать возможные потери от экспорта на ненадёжных направлениях.
В начале января Народный банк Китая подтвердил, что будет продолжать в этому году умеренно либеральную денежно-кредитную политику. Бизнес от малого до самого крупного может рассчитывать на обильные дешёвые займы. Правительство, со своей стороны, заверяет, что будет поддерживать инвестиции, и продлевает программу субсидирования покупок нового оборудования, автомобилей и бытовой техники.
Китай ещё в конце «нулевых» смог перейти на экономическую модель с низкой инфляцией и минимальными процентными ставками, обеспечивающими высокую доступность кредитования. Декабрьская инфляция в 0,8% годовых стала там самой высокой за последние три года.
Нет никакого секрета в том, за счёт чего это обеспечивается. Рост цен в Китае сдерживается тем, что местный рынок перенасыщен. Избыточные мощности, избыток предложения, жёсткая конкуренция, способствующая автоматизации и снижению затрат (в противовес «резке костов»). Дешёвые и доступные кредиты, легко начать новый бизнес. Государственные компании и региональные органы госуправления как крупнейшие инвесторы. Коррупция, конечно, присутствует, но с теми, кто нарушил «одиннадцатую заповедь» (Не попадайся!) расправа следует быстрая и суровая. Национальная традиция, однако.
Безусловно, китайская модель не идеальна. Страна критически зависит от доступа на внешние рынки, что в нынешних условиях деглобализации становится опасной слабостью. Китайская экономика базируется на импортном сырье и энергоносителях. Излишне жёсткая конкуренция заменяет стратегию примитивной тактикой - «нам бы день простоять, да ночь продержаться» (или урвать сегодня и сейчас, а о том, что будет завтра, подумаем завтра).
Тем не менее, по сравнению со своими проблемами чужие почему-то всегда кажутся меньше. Вот у нас, например, подводят итоги прошлого года, и от этого становится грустно. Например, погрузка на РЖД упала до самого низкого показателя с 2009 г. Госкорпорация откровенно не тянет инвестиционную программу по расширению железнодорожной сети в восточном и северном направлении своими силами. Попытка собрать нужные средства путём повышения тарифов оказалась так себе идеей. Воспользоваться государственными резервами не даёт Минфин.
Скупой не всегда платит дважды. Иногда он не платит совсем. Но зато оказывается в итоге с пустыми руками, так и не получив того, что ему жизненно нужно.
На российском рынке стальной продукции январь оказался продолжением декабря. Денег у потребителей нет, спроса нет, продаж нет. Цены перестали падать (слава тебе, господи!), но не растут. Некоторые дистрибьюторы откорректировали вверх прайс-листы на величину повышения ставки НДС, но на них смотрят, как на чудаков. Какой рост при таком-то состоянии рынка?!
Центральный банк продолжает все те же старые песни о главном, то бишь, об инфляционных ожиданиях. Мол, пока они не упадут, понижать ставки не будем. Как это согласуется с очередным поручением президента о восстановлении темпов роста экономики и производства в отраслях, пострадавших от спада? Да никак!
Проблема здесь заключается в том, что экономика, возможно, приближается к новому фазовому переходу. Как, например, заявляют металлурги, нет смысла и дальше ужиматься, когда убытки нарастают, а свет в конце туннеля снова начал отдаляться.
Сейчас зима, холодно и снежно, спрос низкий. Но как только потеплеет, а весеннее солнце высушит лужи от растаявшего снега, цены на прокат планируется поднять. В достаточной степени, чтобы компенсировать рост затрат за последние годы, и гори оно все синим пламенем! Заводские котировки на арматуру и горячекатаный прокат сейчас находятся на уровне начала 2023 г., а насколько же увеличились издержки за три года!
Поэтому может так оказаться, что продолжение политики высоких процентных ставок в реальности приведёт к тому, что инфляция перестанет сдерживаться и пустится в погоню за ставками. По той причине, что альтернативой станет массовая ликвидация компаний.
В металлоторговле, например, уже полным ходом идёт закрытие складов и увольнение сотрудников. Кажется, именно этого хотели в Центральном банке осенью 2023 г., стеная о перегреве экономики? Так вот вам переохлаждение, что, правда, не исключает того, что в ряде отраслей, по-прежнему получающих поддержку государства, наблюдается хороший рост.
Пока что экономика заморожена холодной зимой. Но все знают, что становится видным, когда наступает весна и сходит растаявший снег. Поэтому о спросе надо заботиться заранее. Пусть у государства не хватает денег, но надо искать возможности, например, для того, чтобы десятки триллионов рублей, лежащие сейчас без толку на депозитных счетах, работали на подъем народного хозяйства. Пусть бы и за счёт увеличения государственного долга, если переводить эти средства в какие-нибудь инфраструктурные, промышленные, оборонные или строительные облигации.
Хаос вокруг будет нарастать. Значит, надо быть сильным. А то снесёт ведь!
Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»